?

Log in

7 секретов гелиоса-40, которые помогут наконец-то добиться от него резких фотографий - Фотокузница [entries|archive|friends|userinfo]
Фотокузница

[ userinfo | информация о сообществе ]
[ archive | архив публикаций ]

Links
[Links:| Правила Теги Избранное Полезное Сокращения ]

7 секретов гелиоса-40, которые помогут наконец-то добиться от него резких фотографий [Sep. 1st, 2016|11:44 pm]
Фотокузница

fotoforge

[queen_victory]

А помните тот момент, когда вы впервые увидели фотографии, сделанные на советский гелиос-40? Как были зачарованы сумасшедше закрученным боке, мягкостью и пластичностью его картинки? Увиденное не давало спать и вот уже рука потянулась искать, где купить это чудо, а дальше всё, как в тумане...

И вот счастливый день настал - стекло мечты в руках. Кажется, что стоит надеть его на камеру, и шедевры польются рекой, только успевай нажимать на кнопку. Но не все так просто - после первых съемок наступает разочарование, потому что из 100 кадров в лучшем случае 5-10 оказываются в фокусе, да и те... Поиски в интернете ничего путного не дают, так что становится совершенно уже непонятно, как были сделаны недавно ошеломлявшие примеры фотографий из сети.

Если ваш гелиос-40 лежит на полке, покрываясь пылью, или вы только собираетесь его купить и пока не знаете, что делать с ним дальше, то эта статья для вас.
Плюсы и минусы гелиоса-40

Давайте для начала разберемся, в чем плюсы и минусы легендарного советского гелиоса-40 - может, после прочтения этого раздела вы вовсе откажетесь от покупки.

Минусы:

1. Вес стекла около 900 граммов, что затрудняет его установку на легкие камеры. Возникают проблемы с весовым балансом - объектив оказывается ощутимо тяжелее камеры, а удобного хвата у таких камер зачастую не предусмотрено. Когда я тестировала гелиос-40 в связке с Сanon 500D, у меня было ощущение, что камера - это так, брелок к объективу:)

Полнокадровые профессиональные камеры объектив уравновешивают, но общий вес оборудования составляет порядка двух килограммов. Внушительные габариты гелиоса-40 обусловлены его монолитной конструкцией (мой серебряный гелиос-40 сделан из металла), толстыми стеклами и большими воздушными промежутками между ними.


2. На камерах с кроп-фактором большая часть того самого боке обрезается.

Я тестировала гелиос-40 на камере Сanon 500D с кроп-фактором 1,6 (фокусное расстояние объектива эквивалентно 136мм). Приходилось отходить значительно дальше, чем при съемке с полнокадровой камерой, тяжелее было стабилизовать камеру в руках из-за перевешивающего объектива, фокусироваться по небольшому дисплею также труднее - всё это препятствует получению резкого кадра.

Canon 500D + гелиос-40, кроп центральной части кадра без обработки и цветокоррекции

Canon 5D mark III + гелиос-40, кроп центральной части кадра без обработки и цветокоррекции

3. Не держит боковой и контровый свет, в кадре появляются неприятные радуги, "зайцы", "молоко".

Если ко всему прочему между линзами скопились пыль и грязь (у меня, к сожалению, так), то они тоже станут видны в кадре.





4. На открытых диафрагмах резкое изображение можно получить только в круге по центру кадра, что накладывает ограничения на построение композиции.

5. Непригоден для быстрой съемки - репортажи, свадьбы, быстродвижущиеся объекты не для него.

Нет, я конечно знаю примеры съемок свадеб только на гелиос-40, и меня в одно время донимали вопросами, снимаю ли я свадьбы на гелиос-40 (OMG!), но как по мне - это перебор и незачем так мучиться:)

6. Софтит, особенно если фокусироваться на предметы, находящиеся на большом расстоянии от объектива.

Кроп центральной части кадра, видно софт на лице

7. Кольцо фокусировки расположено слишком близко к камере, из-за этого можно промахнуться и крутить кольцо значений диафрагмы.

К этому можно привыкнуть, но я спустя четыре года работы с гелиосом-40 иногда промахиваюсь. Бывает, что из-за этого можно упустить хороший кадр.

8. Неудобная система двух колец, регулирующих диафрагму - все время забываю, в каком порядке и в какую сторону их крутить, один раз у меня заклинило диафрагму. Починили мне это, кстати, бесплатно за три минуты в Мастерских РСУ.

9. На открытой диафрагме по краям кадра появляется виньетка.

10. Цена объектива - за такое количество минусов она объективно завышена.

Стоимость объектива варьируется от 10 000 рублей за не самый лучший экземпляр с рук до 23 000 рублей за новый гелиос-40-2, произведенный на Красногорском механическом заводе.


Плюсы:

1. Легендарная объемная картинка.

Гелиос-40 будто переводит двухмерное изображение в трехмерное. 3D-эффект появляется благодаря резкому кругу по центру, о котором мы говорили, описывая минусы объектива. В этом круге резкое изображение выглядит более резким в сравнении с краем кадра, то есть происходит оптическое усиление выразительности картинки.

Еще гелиос-40 софтит (об этом тоже было в "минусах"), а это как нельзя лучше подходит к убийственной резкости цифры, смягчает ее (кстати, из-за софта почти незаметны хроматические аберрации - цветовые каемки на контрастных переходах).










2. Боке на открытых диафрагмах убирает все лишнее из кадра, превращая предметы в цветовые мазки.

Но с этим нужно быть аккуратным и тщательно выбирать плотность, однородность и цвет фона. Боке гелиоса-40 может быть как воздушным и объемным, так и рябящим, неприятно дребезжащим. Я сравниваю процесс подбора фона с написанием картины - всё время думаешь, какую кисть взять и где положить мазок.

Пример неудачно выбранного фона, который превратил боке в рябь

3. Гелиос-40 отлично справляется с неспешной съемкой психологических портретов, сказочных сюжетов, природы.








4. Объектив хорошо защищен металлическим корпусом, линзовый блок не выступает вперед.

Мой гелиос-40 падал с высоты роста на пол, и все, что с ним случилось - это погнутый обод, защищающий линзовый блок.

5. Мне нравится цвет, который дает объектив (он немного смещает баланс белого в желтую область) - он живой, приятный без цветокоррекции.

Фотография без обработки и цветокоррекции, кроп

Обработанный вариант


7 секретов гелиоса-40, которые помогут наконец-то добиться от него резких фотографий

Эти секреты я открывала в процессе знакомства с советскими гелиосами - до гелиоса-40 у меня был гелиос-44, и многие тонкости мне удалось постичь еще с ним. Итак, что же нужно, чтобы получить красивое боке и резкую картинку?

1. Абсолютно неважно, какая версия объектива гелиоса-40 у вас в руках: серебряный гелиос-40, черный гелиос-40-2, циклоп или новый гелиос-40-2, выпускаемый Красногорским механическим заводом - на всех можно научиться попадать в резкость, если придерживаться описанных мною правил.

Гелиос-40 отличается от старого и нового гелиоса-40-2 разрешающей способностью (у гелиоса-40-2 она немного выше) и цветопередачей (гелиос-40 смещает баланс белого в желтую область, у гелиоса-40-2 более точный баланс белого), а циклоп представляет собой облегченную версию гелиоса-40-2 без диафрагмы (то есть там всегда установлено минимальное значение диафрагмы 1,5). Какой купить - дело удобства, вкуса и денег.

2. Основное правило, которым вы должны руководствоваться при выборе переходного кольца для гелиоса-40, - это отсутствие на нем одуванчика (микросхемы для подтверждения автофокуса).

Да, вы не ослышались! Подтверждение автофокуса часто врет, а вы этого не замечаете, визируя по маленькому окошку видоискателя. Не верьте электронике, с гелиосом-40 она не работает!

3. Еще с гелиосом-40 не работают электронные увеличители видоискателя и всякие наглазники с увеличением, они тоже здорово врут о резкости картинки.

Как-то раз я купила такую штуку и сильно пожалела, отправив после неё в брак одну съемку. Еще раз повторяю - гелиос-40 не поддается этим вашим электронным хитростям, забудьте:)

4. Как же тогда фокусироваться? На этом пункте печально вздохнут обладатели камер без фокусировки по экрану (режим Live View), потому что именно этот режим поможет сделать четкий кадр в 80% случаев.

Я использую фокусировку по дисплею с максимальным увеличением - то есть сначала строю композицию, а потом максимально увеличиваю изображение на дисплее, чтобы четко видеть, в фокусе нужный мне предмет или нет.

5. 20% брака я оставила на дрожащие руки (во время съемки сотни раз нужно удерживать неподвижно два килограмма) и случайное движение во время съемки.

Тут могут помочь упражнения для силы рук или использование штатива. В самом начале работы с гелиосом-40 я снимала со штатива - могу сказать, что это довольно неудобно, неповоротливо и тяжело (хотя мой штатив один из самых легких, а передвигаюсь я на машине). Лучше качайте руки:)

6. Если вы все-таки выбрали вариант "качаем руки, отказываемся от штатива", то для удерживания камеры поможет кистевой ремень.

В руке приятнее, чем на шее, носить два килограмма техники, и лучше они будут надежно закреплены. Еще кистевой ремень хорошо помогает стабилизовать камеру и избежать дрожания в процессе съемки.

7. Все начинающие фотографы страшно любят делать портреты исключительно на диафрагме 1,5 - по хардкору, так по хардкору, сама через это прошла:) Тут нужно помнить, что и на диафрагме 1,5 гелиос-40 бывает резким - достаточно соблюдать все правила, описанные выше, и не помещать лицо человека вне центрального круга.

Существенный минус такого приема - неизбежная центральная композиция, поэтому почти все фотографии с гелиоса-40 я кадрирую в квадрат. После уменьшения эйфории от сумасшедшего боке на диафрагме 1,5 советую переходить на диафрагму 2,8 или лучше - 4. Так удобнее контролировать глубину резкости, да и картинка вместо аляповатого верчения приобретает благородные глубину и пластичность.







Легендарная объемная картинка гелиоса-40 на природе и в условиях студийного освещения.
Значения диафрагмы на фотографиях - от 1,5 на первой до 2,8 и 4 на последующих.


Вот и все секреты! Придерживайтесь этих семи правил и получайте резкие фотографии на гелиос-40 всегда.

Если у вас после прочтения статьи остались вопросы ко мне - пишите в комментариях! А еще я буду очень рада, если вы просто поделитесь своими ощущениями от работы со стеклами гелиос:)

Кстати, все эти приемы помогают и для работы с другими гелиосами со схожей картинкой - гелиосом-44 (фокусное расстояние 58мм) и гелиосом-77 (фокусное расстояние 50мм).

Все фотографии в этой статье - мои, оригинал статьи находится на моем сайте anastasiazubkova.ru

LinkReply

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: cheezzphoto
2017-01-10 11:36 pm (UTC)
Хм... Мне одному кажется, что эта линза совершенно барахольная? Совершенно блевотное боке, на мой взгляд. Бессмысленное и беспощадное.

Какой смысл в объективе, который умеет лишь делать этот "эффект" и более ничего? Какой смысл в этом "эффекте" в принципе?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aphilippoff
2017-01-11 12:50 am (UTC)
А в каком объективе есть смысл? На ваш взгляд.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sketch_turner
2017-01-10 11:55 pm (UTC)
Хорошая статья. Взял свой экземпляр год назад. Объектив хороший для коллекции и редких неспешных съемок. Но мароки с ним, конечно, дохрена))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: glumaximum
2017-01-11 07:09 am (UTC)
Для коллекции лучше лейкаМ или кенон еф 50/1.0
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lx_photos
2017-01-11 12:00 am (UTC)
листики классные
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:53 am (UTC)
:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: che_pushila
2017-01-11 01:44 am (UTC)
Не нравится Гелиос, у меня от его боке голова кружится )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:54 am (UTC)
Упс! На вкус и цвет все фломастеры разные)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cathay_stray
2017-01-11 02:10 am (UTC)
Теоретические упражненья занимательны. Нет ли у вас намерения в ближайшем будущем написать пост о 33 секретах автомобиля ЗАЗ-968М?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: black_browning
2017-01-11 06:36 am (UTC)
Вот +
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bemmby
2017-01-11 03:30 am (UTC)
Этот объектив вместе с Зенитом был у меня ещё в 70-х. Он да, мягкий, рисующий, и больше всего подходит для статичной, портретной съёмки
(Reply) (Thread)
From: tra_la_la_y
2017-01-11 04:51 am (UTC)
Как же снимали спортивные соревнования до прихода быстрого автофокуса в лице Минолты?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: deep_d
2017-01-11 04:11 am (UTC)
Экспериментировал с Гелиос 44-2. При установке через переходник у меня не получилось сфокусироваться на бесконечность. Но в общем все равно интересное стекло и интересными возможностями.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:55 am (UTC)
У вас никон?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gans91
2017-01-11 05:56 am (UTC)
Спасибо за интересную статью. Фотографии понравились (в разной степени, но совсем непонравившихся нет, а есть очень понравившиеся).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:56 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fe_ylia
2017-01-11 06:06 am (UTC)
Правильно говорят - такая оптика для неторопливой, вдумчивой фотосъёмки) Хотя да, есть уникумы, которые пытаются так снять репортажи, были, да... После чего у меня появился Гелиос 44 и 81)) От боке я и сейчас в восхищении)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:56 am (UTC)
Наш человек)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rollson
2017-01-11 06:22 am (UTC)
много удачных примеров использования этого обьектива и хороших фотографий
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:56 am (UTC)
Благодарю))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: glumaximum
2017-01-11 07:02 am (UTC)
У меня после просмотра одной страницы в ветке тигры на фру развивается неумолимая морская болезнь. Если листва в кадре, то тошнит с одной картинки. Бесконца на фф нет, резкости нет нигде ни на каких дырах, населена роботами.

Edited at 2017-01-11 07:03 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 09:57 am (UTC)
Чой-то вы преувеличиваете) Вы просто не умеете их готовить!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: glumaximum
2017-01-11 07:04 am (UTC)
Да, пишу, как пользователь 85/1.2 и 200/2.
Понимаю, что секта почитателей солнцеподобного ща накинется на меня

Edited at 2017-01-11 07:05 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:00 am (UTC)
Никто ж не накинется) Я после гелиоса-40 мечтаю о 85 1.2. Нравится мне фокусное это, а гелиос-40 далеко не для всех моих задач подходит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: publicenemy
2017-01-11 08:13 am (UTC)
Какие-то плоские картинки, несмотря на боке. По моему, лучше купить новые Сигмы из серии Art с нормальным шустрым автофокусом и не заморачиваться с глючным Гелиосом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: glumaximum
2017-01-11 08:36 am (UTC)
А с чего там объему браться? На таком фр исюжетах
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: g_bukin
2017-01-11 08:23 am (UTC)
добрый день. спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:07 am (UTC)
Добрый день!
Всегда пожалуйста)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vannadis
2017-01-11 08:37 am (UTC)
Хороший пост, хорошие картинки. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:07 am (UTC)
Благодарю)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: georgy_golovin
2017-01-11 08:54 am (UTC)
(Цит) " Неудобная система двух колец, регулирующих диафрагму - все время забываю, в каком порядке и в какую сторону их крутить, один раз у меня заклинило диафрагму"... Вот объясние, а зачем тут вообще что то помнить? Когда есть глаза - это первое и фиксатор на кольце предустановки - это второе. Если крутите кольцо закрытия, банально в видоискателе темнеет/светлет..., а кольцо установки просто так ещё и не покрутишь, оно стопорится если красные точки не совпадают.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cheezzphoto
2017-01-11 10:04 am (UTC)
Вы не понимаете... Люди занимаются "творчеством". Тренируют закрученное боке.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: fiksabulta
2017-01-11 08:59 am (UTC)
Делюсь своими ощущениями от работы со стёклами гелиос. Они самые позитивные, ибо стёкол Гелиос, к своему счастью, не использую вовсе, чем и избавлен блюсти семь бесценных секретов поедания кактуса и прочих псевдофотографических извращений.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:10 am (UTC)
В чем за вас и рада.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hotmysl
2017-01-11 09:05 am (UTC)
Любимый объектив был для портретной съёмки. Но на плёночном Пентаксе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:11 am (UTC)
Ух! А есть кадры с него и Пентакса? Поглядела бы, полюбовалась)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: chhag
2017-01-11 09:19 am (UTC)
Кадр с воробьями- шикарен.
Все остальное, включая буковки, яйца выеденного не стоит.
Но ради воробьев- простительно...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:11 am (UTC)
Ну, приходите хоть на воробьев полюбоваться:)))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From: tra_la_la_y
2017-01-11 09:49 am (UTC)
Читаю комментарии. Равнодушных нет - значит объектив хороший. Привыкшие к выхолощенному боке многолепестковых диафрагм и обладатели объективов с большим набором аббревиатур в названии конечно на высоте в обсуждении технических моментов. Про творческие аспекты как-то мало слов. Напомню, что фотошедевры в большинстве своем сняты на древние гелиары да тессары, да и на, простигосподи, пленку разных размеров.
Я не склонен обожествлять ретростёкла, но и поносить их на чем светосила стоит не желаю. Так можно договориться, что вершина живописи это распечатанная на струйнике картинка из фотобанка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 10:12 am (UTC)
Все правильно)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: afinyanka
2017-01-11 10:43 am (UTC)
первого минуса можно избежать купив как раз Циклоп. он много легче

и еще купить внутрь вместо стандартного.. эммм. как сказать "экранчика" затемненное и матовое - через него просто по видоискателю в резкость попадаешь почти всегда. продается набор с этим экранчиком и щипчиками для его смены ) у меня такой как раз стоит

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 06:59 pm (UTC)
Циклоп зато не дает выбирать диафрагму 4, которую я люблю больше 1,5:(

Ой, а у тебя нет случайно ссылки на такой экран?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: afinyanka
2017-01-11 10:48 am (UTC)
ой сколько нервных то в комментах!
и откуда лексика то такая?! чета я в шоке просто )
как то бомбит у людей просто нездорово
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 07:00 pm (UTC)
Тролли и а Африке тролли, не обращай внимания) Я повеселилась, отвечая на комменты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: polinariy71
2017-01-11 10:53 am (UTC)
По-моему, ничего лучше родного люксового объектива Canon люди еще не придумали. Впрочем, это не лишает фотографов права на любые оптические извращения, в том числе и с гелиосом :-)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sketch_turner
2017-01-11 01:28 pm (UTC)
Если под люксовым вы подразумеваете 85 1.2, то он имеет "недостатков" едва ли меньше, чем Гелиос. За то его и любят. Собственно, их и создавали специально "с недостатками".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: denis_feodosia
2017-01-11 12:20 pm (UTC)
я уж думал это сообщество закрылось -).
вообще секретов тут то никаких нет, фокусировочный экран и ливвью, ну и практика ручной фокусировки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 07:04 pm (UTC)
Вот до лайф-вью как раз почти никто не может додуматься, по вопросам в личку я это хорошо представляю (их тонна).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: iv_an_ru
2017-01-11 12:36 pm (UTC)
При всей ностальгии, хочется съехидничать и предложить написать ещё статью "7 секретов индустара-полтинника f/3.5, которые помогут наконец-то добиться от него чего-нибудь".

И да --- только 1.5, только хардкор!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: queen_victory
2017-01-11 07:06 pm (UTC)
Про индустар тоже могу, допроситесь))) Мне нравится ваше название статьи, приглашу в соавторы)

А вот насчет 1,5 не поняла - в статье я как раз говорю, что 1,5 страдают новички, я давно не из таковских)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>