?

Log in

No account? Create an account
Базовые настройки параметров RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW - Фотокузница [entries|archive|friends|userinfo]
Фотокузница

[ userinfo | информация о сообществе ]
[ archive | архив публикаций ]

Links
[Links:| Правила Теги Избранное Полезное Сокращения ]

Базовые настройки параметров RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW [Apr. 19th, 2010|01:32 pm]
Фотокузница

fotoforge

[pavel_kosenko]
RAW конвертация
Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментарием в духе "темнее/светлее", которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом "что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать". Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры


Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW, хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на "конвертирующие" и "дополнительные" несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, "растягивается" или "сжимается" в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно - при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

RAW конвертация

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения - снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как "заливка светом" (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

RAW конвертация

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров - в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси "b" (Lab). А параметр Tint - вдоль оси "a" (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

RAW конвертация

Далее опишем дополнительные возможности, не имеющие прямого отношения к RAW-конвертации, но существенно упрощающие работу фотографов.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально - больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

RAW конвертация

RAW конвертация

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

RAW конвертация

Примечание для тех, кто использует Adobe Lightroom . До версии 3 эта программа не позволяла задавать точки работы с кривой вручную, такая возможность доступна в Adobe Camera RAW.

Важно понимать, что все вышеописанные (яркостные и контрастные) параметры, включая влияние тональной кривой, применяются к композитному изображению, то есть ко всем трём его каналам одновременно. Поэтому большие значения параметров и слишком крутой форма кривой могут привести к цветовым смещениям или паразитному насыщению тех или иных цветовых оттенков.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

RAW конвертация

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени "довесками", чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров


Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений "по нулям" - то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой - это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).
1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks.
2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light.
3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора, устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast, хотя использовать их можно и в совокупности.
4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint.
5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation.
6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами - настроить тонкие цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки. Всем, кто хочет лучше разобраться с вопросами RAW-конвертации, я рекомендую посетить семинар Александра Онищенко RAW-конвертация или курс Антона Мартынова Работа в RAW-конверторах, где поднятые и другие вопросы раскрываются глубже.

Оригинал статьи с комментариями, возможными исправлениями и дополнениями:
http://pavel-kosenko.livejournal.com/196488.html
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: anatole
2010-04-19 09:40 am (UTC)
Очень интересно, спасибо! Две большие просьбы:

- рассказать подробнее про это:
"4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint."

- рассказать про Exposure, какая должны быть кривая в идеале и как этого добиться на камере и в RAW-конвертере.


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: podakuni
2010-04-19 09:42 am (UTC)
Простите, но напомнило: "...покажите кнопочку ШЫДЕВР?" =: )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: father_ingwar
2010-04-19 09:42 am (UTC)
огромное спасибо - просто и внятно, действительно в книгах часто столько лишней (или невостребованной информации - под объем заказанного издания что ли подгоняют?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:13 am (UTC)
просто не читайте все подряд, читайте то, что стоит читать. http://dewynter.livejournal.com/144123.html
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: karaidel
2010-04-19 09:46 am (UTC)
Спасибо! Очень полезная статья.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dimkin_lv
2010-04-19 09:51 am (UTC)

Спасибо за статью

А что такое - "тричетверть свет"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 09:54 am (UTC)

Re: Спасибо за статью

Воможно, я не очень точно употребляю эту терминологию (все время путаюсь), но это соответствует яркости 75% грубо говоря.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: elektraua
2010-04-19 09:57 am (UTC)
Совсем не сказал бы, что значения "все по нулям" соответствует внутрикамерному джипегу. Скорее Br + 50, Contrast + 25 и далее все по нулям плюс-минус. Обычно камерный джипег получается насыщенным, ярким, ну вот почти как с мыльниц)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:00 am (UTC)
причем параметры генерации внутрикамерного жпега могут меняться, т.к. зависят от определенных профилей, которые можно изменять.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: drey
2010-04-19 10:19 am (UTC)
Спасибо за статью.
Поправка: В третьей бете Лайтрума кривую по точкам можено двигать. Уже сделали. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 10:41 am (UTC)
Слава богу! Щас поправлю :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lifanov_l_bpyc
2010-04-19 10:34 am (UTC)
по поводу баланса белого (к разговору чуть выше) тоже забавно. выкладываю кадр ночного города куда-нибудь - сразу найдётся кто-нибудь, кто скажет, что бб неверный. потому что "многа желтизны". как вариант мне недавно переделали мой же снимок, но "исправленный" - окна в здании стали светло-голубыми, а жёлтый снег от жёлтого же тусклого света фонаря - вообще непонятного цвета.

вот как объяснять людям, что тусклый свет - жёлтого цвета, и ничего неправильного в таком бб нет? а то ведь так и цыплёнка голубым можно сделать.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: goran
2010-04-19 10:48 am (UTC)
Спасибо, отложу чтобы почитать спокойно на досуге.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 12:36 pm (UTC)
И он тоже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: toniqut
2010-04-19 12:47 pm (UTC)
Боже, как же мне не хватало этой вашей статьи год назад.=)

Спасибо, очень полезная статья.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dayag
2010-04-19 02:13 pm (UTC)
Просто супер! Спасибо Вам!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dream_photo
2010-04-19 05:35 pm (UTC)

Тональная кривая Curve что же это?

Нигде не смог найти подтверждения что тональная кривая, действует на композитное изображение, а не является, допустим, аналогом L-кривой цветового пространства Lab.
Кстати это возвращает нас к вопросу о влиянии тональной кривой на ББ ;)
ЗЫ Специалисты кстати заверили меня что тональная кривая в АCR действует ДО цветового преобразования RAW данных.
Мне бы очень хотелось этот вопрос прояснить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 05:58 pm (UTC)

Re: Тональная кривая Curve что же это?

Я этот вопрос как-то задавал Алексею Тутубалину, и он убедил меня в том, что кривая применяется после гамма-приводки и собственно конвертации.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gulagly
2010-04-20 08:48 am (UTC)
чем больше читаю про рав тем больше копаюсь в технической стороне цифрофото и как следствие хочу плёнку
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: egorfine
2010-04-22 11:24 pm (UTC)
Всякие такие страхи легко побороть - надо всего лишь встретиться лицом к лицу со своим монстром и увидеть, что не так уж он и страшен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vladimirovich
2010-04-22 07:18 pm (UTC)
Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси "b" (Lab). А параметр Tint - вдоль оси "a" (Lab).

Это, в целом, неверно конечно же. При смещении только одного параметра, могу меняться все три координаты цвета Lab.

Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

И это тоже - минимум расплывчато и не точно. В целом, цвет (во всяком случае, в первом приблежении) определяется как

Iout=L*C*W*Iin, где

Iin - трёхкомпонентный вектор цвета в raw
W - трёхкомпонентный вектор, который соотвествует нужному балансу белого и определяется интерполяцией по таблице
C - матрица 3х3, которая зависит от типа фотокамеры (для каждой производитель даёт свою), и переводит её в цветовое пространство XYZ
L - матрица выходного цветового пространства, например sRGB или AdobeRGB
Iout - выходной вектор цвета. Если произвести гамма коррекицию, получим значения в пипетке фотошопа.

Вот.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-22 07:26 pm (UTC)
Я не специалист в точной математике. Но из общения со специалистами понял, что ББ это в принципе некая полу-абстракция, рассчитываемая по-разному разными производителями софта. Реальный баланс определяют только конкретные коэффициенты — 3 шт, для каждого канала свой. А если быть точным, для байеровской матрицы 4 (RGBG), просто часто 2R идут в паре.

Возможно, ACR работает по описанной вами формуле - не спорю. Однако цветовые смещения происходят вдоль осей a/b (координаты Lab вовсе не обязаны при этом фиксироваться).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: playability
2010-04-22 08:44 pm (UTC)
полезно!
хотя, почти ничего нового не узнал.
матчасть. а до этого всё на глаз делал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-22 08:47 pm (UTC)
Честно говоря, не понял. Или ничего нового не узнал, или не на глаз делал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>