?

Log in

No account? Create an account
Фотокузница [entries|archive|friends|userinfo]
Фотокузница

[ userinfo | информация о сообществе ]
[ archive | архив публикаций ]

Links
[Links:| Правила Теги Избранное Полезное Сокращения ]

Базовые настройки параметров RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW [Apr. 19th, 2010|01:32 pm]
Фотокузница

fotoforge

[pavel_kosenko]
RAW конвертация
Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментарием в духе "темнее/светлее", которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом "что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать". Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры


Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW, хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на "конвертирующие" и "дополнительные" несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, "растягивается" или "сжимается" в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно - при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

RAW конвертация

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения - снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как "заливка светом" (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

RAW конвертация

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров - в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси "b" (Lab). А параметр Tint - вдоль оси "a" (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

RAW конвертация

Далее опишем дополнительные возможности, не имеющие прямого отношения к RAW-конвертации, но существенно упрощающие работу фотографов.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально - больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

RAW конвертация

RAW конвертация

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

RAW конвертация

Примечание для тех, кто использует Adobe Lightroom . До версии 3 эта программа не позволяла задавать точки работы с кривой вручную, такая возможность доступна в Adobe Camera RAW.

Важно понимать, что все вышеописанные (яркостные и контрастные) параметры, включая влияние тональной кривой, применяются к композитному изображению, то есть ко всем трём его каналам одновременно. Поэтому большие значения параметров и слишком крутой форма кривой могут привести к цветовым смещениям или паразитному насыщению тех или иных цветовых оттенков.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

RAW конвертация

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени "довесками", чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров


Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений "по нулям" - то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой - это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).
1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks.
2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light.
3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора, устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast, хотя использовать их можно и в совокупности.
4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint.
5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation.
6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами - настроить тонкие цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки. Всем, кто хочет лучше разобраться с вопросами RAW-конвертации, я рекомендую посетить семинар Александра Онищенко RAW-конвертация или курс Антона Мартынова Работа в RAW-конверторах, где поднятые и другие вопросы раскрываются глубже.

Оригинал статьи с комментариями, возможными исправлениями и дополнениями:
http://pavel-kosenko.livejournal.com/196488.html
LinkReply

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments:
From: lansurs
2010-04-19 09:45 am (UTC)
нет, ну серьезно, а как выставлять ББ? я кроме как методом тыка, в прямом и переносном смысле, не знаю %)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 09:47 am (UTC)
Самый точный и верный инструмент — глаз, а самая корректная его калибровка — развитие художественного вкуса. Я обычно рекомендую начать с книги Йоханнеса Иттена «Искусство цвета» (книга для художников, но очень простая для понимания, про азы цветовых гармоний).

Edited at 2010-04-19 09:49 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: lansurs
2010-04-19 09:49 am (UTC)
так и делаем, но вдруг?.... ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: lansurs
2010-04-19 09:56 am (UTC)
Иттен уже в очереди на прочтение ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:19 am (UTC)
меня реально коробит про "самый-самый" глаз. (все покупайте глаза Павла Косенко!)
Есть колориметрические приспособления, которые способны дать определенные измерения (и если случай ББ критичный, например, съемка на снегу в тени, где все синее-синее), а есть возможность с ними согласиться или не согласиться по художественным изображениям.

Кстати, что вы думаете о Picture Postcard Workflow маргулиса?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 10:44 am (UTC)
Не надо покупать глаза, надо воспитывать свои. Это мой взгляд, так как меня лично не интересуют колориметрические измерения в данном ракурсе, и другим не советую. Эстетика восприятия намного важнее математической точности. В том числе поэтому в фотопленках цвета разбалансированы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:50 am (UTC)
Ну, я в свою очередь уже получал неудовлетворительные результаты, которые я не мог привести к нормальным, поэтому польза колориметрии для меня очевидна.
А Вас многие слушают как гуру, т.е. некритично, в итоге количество шопленых на глазок фоток только прибавится. Косенко сказал забить на вычисление ББ сцены - значит забить!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: podakuni
2010-04-19 09:51 am (UTC)
Методом наглядного результата. =: )
(Reply) (Parent) (Thread)
From: lansurs
2010-04-19 09:57 am (UTC)
ну вот, а я думал мне тут какой-нибудь секретный сопособ расскажут =)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: podakuni
2010-04-19 10:05 am (UTC)
Колорпикером ещё можно, а потом на глаз довести. =: )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 09:58 am (UTC)
Самый точный инструмент для ББ - калиброванная серая карта или другие аналогичные приспособления. http://www.whibalhost.com/_Tutorials/WhiBal/01/

Глаз и прочие художества - это уже интерпретация автором сюжета, аналогичная тонированию. Оно может быть к месту, но чтобы плясать не от того, что вам показалось (если у вас не калиброванный NEC в помещении с постоянным светом, а обычный комп дома, то казаться будет разное в зависимости от времени дня и окружающего освещения), а от каких-то точных измерений.

Edited at 2010-04-19 10:01 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 10:05 am (UTC)
1) Серая карта будет работать только при идеально выставленном свете. Но даже при нём, скорее всго он будет отличаться в тенях и светах. Не говоря про сюжеты вне студии.
2) А нам, собственно, что важнее - математическая точность, или красивая картинка?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:10 am (UTC)
Серая карта будет работать только при идеально выставленном свете. Но даже при нём, скорее всго он будет отличаться в тенях и светах. Не говоря про сюжеты вне студии.
Я первый раз это слышу. И потом, получается, что на улице она работать не будет - а на самом деле это все равно лучше, чем крутить ручки на глаз.

Кроме того, есть такая штука как Expodisk.

А нам, собственно, что важнее - математическая точность, или красивая картинка?
Я не очень понял, при чем тут это. Если у вас плохо экспонированный кадр, то манипуляции с ним затруднены. Кривой ББ - это тоже затруднение работы с картинкой (сизые или гниловато-розовые оттенки лица не являются плюсом). Я полагаю, что надо хотя бы знать. какой у вас ББ, придерживаться его никто не заставляет.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: lansurs
2010-04-19 10:07 am (UTC)
про серую карту и почие цветовые плашки вкупе с калибрующим софтом я в курсе, но мне интересно было как делать когда есть готовый снимок и ничего больше

ЗЫ кстати только что подумалось - ведь принты тоже по-разному выглдядят в зависимости от освещения, и их вид меняется даже больше в течении дня чем картинка на мониторе
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:10 am (UTC)
тогда только тыкатьс япо картинке и молиться, чтобы вон та типа белая хрень оказалась достаточно нейтральной
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)