?

Log in

No account? Create an account
Фотокузница [entries|archive|friends|userinfo]
Фотокузница

[ userinfo | информация о сообществе ]
[ archive | архив публикаций ]

Links
[Links:| Правила Теги Избранное Полезное Сокращения ]

Базовые настройки параметров RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW [Apr. 19th, 2010|01:32 pm]
Фотокузница

fotoforge

[pavel_kosenko]
RAW конвертация
Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментарием в духе "темнее/светлее", которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом "что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать". Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры


Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW, хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на "конвертирующие" и "дополнительные" несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, "растягивается" или "сжимается" в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно - при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

RAW конвертация

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения - снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

RAW конвертация

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как "заливка светом" (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

RAW конвертация

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров - в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси "b" (Lab). А параметр Tint - вдоль оси "a" (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

RAW конвертация

Далее опишем дополнительные возможности, не имеющие прямого отношения к RAW-конвертации, но существенно упрощающие работу фотографов.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально - больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

RAW конвертация

RAW конвертация

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

RAW конвертация

RAW конвертация

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

RAW конвертация

Примечание для тех, кто использует Adobe Lightroom . До версии 3 эта программа не позволяла задавать точки работы с кривой вручную, такая возможность доступна в Adobe Camera RAW.

Важно понимать, что все вышеописанные (яркостные и контрастные) параметры, включая влияние тональной кривой, применяются к композитному изображению, то есть ко всем трём его каналам одновременно. Поэтому большие значения параметров и слишком крутой форма кривой могут привести к цветовым смещениям или паразитному насыщению тех или иных цветовых оттенков.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

RAW конвертация

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени "довесками", чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров


Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений "по нулям" - то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой - это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).
1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks.
2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light.
3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора, устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast, хотя использовать их можно и в совокупности.
4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint.
5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation.
6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами - настроить тонкие цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки. Всем, кто хочет лучше разобраться с вопросами RAW-конвертации, я рекомендую посетить семинар Александра Онищенко RAW-конвертация или курс Антона Мартынова Работа в RAW-конверторах, где поднятые и другие вопросы раскрываются глубже.

Оригинал статьи с комментариями, возможными исправлениями и дополнениями:
http://pavel-kosenko.livejournal.com/196488.html
LinkReply

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments:
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 10:11 am (UTC)
ну всегда есть какая-то главная часть кадра, где цвет важнее всего (например skin tones).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 01:46 pm (UTC)
Шаг влево, шаг вправо, 5 минут раньше или позже, и ББ будет другим даже в одной точке сюжета. А главно, даже когда удается все де щамерить ББ, получается как правило некрасиво. Точно, но некрасиво. Да и зачем нужна эта точность, если все равно потом поканальными кривыми (а уж композитными и подавно) цвета будут изменены, а в большинстве случаев разбалансированы (или сбалансированы, не суть важно).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 01:53 pm (UTC)
Простите, но снова не понимаю такой категоричности. Вы снимаете симпотные открытки на солнце, где любая камера хорошо ловит баланс. После этого вы призываете вообще отказаться от меряния баланса где бы то ни было, в том числе когда камера врет на десятки тысяч кельвин цветовой температуры. На мой взгляд, есть одна серьезная тема: тона кожи, которые должны получаться близкими к натуральным. Я сейчас читаю МакНалли - там все время идет рефреном "в этом случае был сложный свет, я решил сохранить тона кожи". В ваших примерах, и во вчерашнем у вас в дневнике, и здесь, не приводятся никакие способы эти самые тона спасти, все типа на глаз.

Я думаю, если вы просто вот сейчас попробуете сделать у себя в офисе фотографию соседа, то без установки ББ вам будет просто не обойтись. А если еще свет "цветной" и все вокруг залито желтизной, например, то и вовсе хорошо.


(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 02:03 pm (UTC)
Во-первых, я никого не призываю, а лишь высказываю свое мнение и объясняю его.
Во-вторых, какая разница, врет камера или нет? Я же не говорю о том, что ББ надо оставлять таким, как его выставила камера. Я говорю о том, что выставлять его надо на глаз, а не по серой карте. В подавляющем большинстве, на мой взгляд, случаев. На вскидку могу придумать только одну ситуацию, где действительно ужна серая карта — предметная съемка, где требуется с высокой точностью передать цвет конкретных предметов.
Если я попробую сделать фотографию соседа в помещении, с источниками разной темперутуры, пользоваться серой картой я не буду и подавно, так как одна половина лица у него может получиться красной, другая синей. И по какой выставлять ББ? Только глаз и инструментарий конвертора/фотошопа смогут мне помочь.
Кстати, да — мы априори говорим про работу за качественным калиброванным монитором, без этого говорить просто не о чем.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-19 02:19 pm (UTC)
Потому что вольное обращение с ББ ТОНИРУЕТ снимок. И получается скинтон с зеленым или красным или желтым оттенком.

С Серой картой в студии я однажды поймал очень точно, что у меня серый фон не серый, а на 4% синий. Если бы ставил ББ по нему - модель покраснела бы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-19 02:45 pm (UTC)
Вот хоть убей, не пойму — зачем выставлять ББ по фону или по карте :) Ну есть же глаза! И хоть убей, не понимаю, почему тонирование испортит снимок. Это зависит от цвета лица кожи конкретного человека, который часто как раз очень даже не помешает поправить — сделать краснее, желтее, или наоборот, убрать желтизы или красноты. А порой и сизость, и такое бывает. И никакая серая карта тут не спасет. Так что наоборот, смещение ББ часто играет на руку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egorfine
2010-04-22 11:17 pm (UTC)
Потому что скинтон - это самый важный цвет в фотографии. И самый сложный по попаданию.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: egorfine
2010-04-23 07:33 am (UTC)
Хаха. Кстати, да, некоторые источники невозможно потом сбалансировать:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: egorfine
2010-04-22 11:21 pm (UTC)
Знаете, я одно время снимал в студии всегда с калибровочной таблицей при каждой постановке света. Переставил - дал модельке таблицу - снял. А потом при посте замерял показания этой таблицы и сводил все тона к абсолютно точным, достоверным, научно обоснованным истинным цветам. А потом спросил себя - а зачем я это делаю? Если все равно бледную кожу модели потом придется притеплять или высветлять прижаренных соляриевый загар другой девочки, если красные пятна на розовощеком пацане придется компенсировать инструментами. Если точный цвет скучен, в конце концов? И выкинул я свою таблицу. Вот это получено всего лишь путем сдвига бб в сторону. И уверяю вас, ее настоящий скинтон куда менее интересен. :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-22 11:35 pm (UTC)
Ваше сообщение полностью шизофренично. Объясняю почему. Скучен не точный цвет, а цвет с определенным ББ, скучна кожа определенной модели. А как цвет стал неточным — о чудо, все захорошело. Неверно говорить, что точный цвет скучен всегда, просто в тех случаях, когда ваша обработка предполагает тонирование, он вам не важен. Естественно, у другой модели кожа может выглядеть хорошо при точном цвете, а тонирование может не потребоваться. Кроме того, зачем еще нужны мишени — если вы еще не разорились на NEC и калибратор, вы просто можете не увидеть, куда вас унесло по цветам и насколько.

А вообще мне даже в отвлеченном коммунити кто-то припомнил эту дискуссию. Павел, на вас уже молятся и согласно кивают, просто хором. Вот поэтому я и не хочу быть тысячником. (Хотя скоро буду.)

Edited at 2010-04-22 11:38 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pavel_kosenko
2010-04-22 11:44 pm (UTC)
Да не, кто там молится, о чем вы. Наоборот, ругают :) Но это не важно. Егор дело говорит, на мой взгляд. Впрочем, я свою точку зрения озвучил выше, с тех пор мое мнение не изменилось. Только окрепло.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tsukasa
2010-04-22 11:48 pm (UTC)
Я и не призывал никого всегда пользоваться точными цветами. Мне лично проще, когда я от них «танцую» — у меня монитор несовершенный. Может, когда куплю NEC, cтанет плевать.

Егор просто сказал «я всё тонирую, поэтому таблицы можно выбросить». Универсальный принцип!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: egorfine
2010-04-22 11:52 pm (UTC)
Я хочу сказать, что точность замера бб по калибровочной таблице переоценена. В реальной жизни он нужен крайне редко. Например, снимаете вы пейзаж на закате или на рассвете. Или ночной городской пейзаж. Или модельку на пленере с заполнением золотым отражателем. Во всех этих случаях калибровка по серой шкале приведет к уничтожению того, ради чего снимался кадр.

И у меня топовый монитор и собственный калибратор.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)