?

Log in

No account? Create an account
Где прячется кнопка "шедевр" или много цвета из ничего - Фотокузница [entries|archive|friends|userinfo]
Фотокузница

[ userinfo | информация о сообществе ]
[ archive | архив публикаций ]

Links
[Links:| Правила Теги Избранное Полезное Сокращения ]

Где прячется кнопка "шедевр" или много цвета из ничего [Nov. 24th, 2010|09:41 am]
Фотокузница

fotoforge

[skoblov]
Где прячется кнопка "шедевр" или много цвета из ничего

Сегодня у нас пойдет речь о абсолютно "неформатной" для меня теме - обработке фотографий. В этой замечательной статье Вы узнаете о следующих вещах:

1. мой стандартный четырехшаговый процесс обработки фотографий в лайтруме

2. о мой любви к ручке blacks в этом процессе

3. о волшебной "пленочной эстетике силами RPP" о которой в последнее время происходит так много сотрясения воздушных масс силами pavel_kosenko и чуть-чуть alextutubalin и о том, как делать то же самое силами лайтрума/ACR используя мой стандартный процесс

4. хит сезона - о волшебных ручках "шедевр" в лайтруме, о существовании которых Вы и не подозревали (ну 99% моих читателей - точно). Хотя вру, конечно - Вы их видели, но не трогали никогда. Волшебные ручки позволяют в большинстве случаев просто забыть о существовании ручек saturation/vibrance и группе ручек HSL. Волшебные ручки позволяют получать эффект, аналогичный Маргулисовскому Color boost (задирание угла наклона кривых a/b в пространстве Lab) и получать смещение цветов, похожий на сдвиг кривых a/b.

Господа, если Вы не знали про описанную мной фичу, или знали, напишите в комментах. Интересно, сколько человек об этом знает

В процесс мы будем насиловать вот это фото и делать из левой половины правую:



Я специально выбрал не самую интересную, но очень проблемную фотографию для обработки, в которой легко показать нужный эффект.



Собственно говоря, с чего я вообще вспомнил о замечательных пленочных профилях RPP в связи с этим процессом? Да потому, что мы много слышали об их уникальной полезности и недоступности простым смердам конверторам. При этом в давней-давней истории Алексей честно сказал, что color boost в Lab + правильная кривая по L - и нас ждет такое же счастье. Но в фотошопе, а не в конверторе, т.е. ценой несколько большей затраты времени и места на диске. Но к этому времени "мой процесс" уже был опробован в течении достаточно приличного времени и я сразу понял, что мне надо крутить для получения того же эффекта. Чем и воспользовался неоднократно при обсуждении RPP :)


Итак, делаем из этого



вот это:



Шаг 0, предварительный предварительная правка температуры, кроп, техническая экспокоррекция в случае ETTR.



Я сделал экспокоррекцию -0.8, получив картинку, близку к варианту, который сделала бы камера без ETTR (судя по EXIF, я снимал с коррекцией 2/3 EV). Причины такой съемки я описывал в тексте про экспозицию. Гистограмма исходной картинки в лайтруме выглядела так:



а после этого шага аккуратно отползла к центру.

Картинка вялая, скучная, цвета нет - не завезли. Те, кому удавалось увидеть зимнее небо в марте за городом, могут вспомнить, что оно совсем не такое. Такой пейзаж народу не нужен.

Шаг 1 двигаем blacks в плюс.



Картинка была неконтрастная, так что blacks=40 спасает ситуацию, при этом в гистограмме становится видно пропадание мелких деталей в тенях.



Почему именно blacks, а не контраст, кривые и т.д.? Лирическое отступление.

Blacks - это очень простая ручка. Она просто вычитает из всех значений (до накладывания гамма-функции) одну и ту же величину, которая задается ручкой. В результате картинка становится более темной, причем контраст в тенях растет намного быстрее, чем в светах, по всему диапазону растет насыщенность, а часть теней может и пропасть. Ручка "контраст" у лайтрума повышает контраст в полутонах и прибивает его в светах и тенях (аналог S-кривой), кривые делают вообще все, что захотите. Ручка blacks ограничивает снизу используемый ДД камеры. Чем больше blacks, тем меньше ДД за счет обрезания шумных теней.

Много лет назад я использовал blacks только для одного - опустить ее вниз, чтобы увеличить ДД и показать детали, скрытые в крайних и шумных тенях. Однако позже, осознав факт существования вуали из-за рассеивания попадающего в объектив света стал применять blacks для подавления этой вуали. Поскольку вуаль - это добавление более-менее постоянной засветки по всему кадру, то именно вычитание константы подавляет ее и возвращает кадру естественный контраст. Следующим шагом в эволюции пришло понимание, что если в кадр лампочка и не светит, то все равно полезно использовать эффект убивания вуали, повысив контраст и четкость снимка. Да и вуаль все равно в том или ином виде есть почти всегда.

Ну и если уж мы вспомнили про пленочные профили RPP и пленочную эстетику (подразумевая картинку со слайда), то надо иметь в виду, что ДД (фотоширота) слайда существенно меньше, чем у цифрозеркалок. Черными тенями ценителя слайда не удивишь. Так что без обрезания ДД говорить о воспроизведении какой-либо "пленочной эстетики" просто глупо.


Blacks=40 - это экстремизм, обычно я ограничиваюсь цифрой в районе 15. Далеко не все карточки безболезненно выдерживают обрезание теней. Ну ничего не попишешь - контрастные сцены на слайд снимать тоже тяжело. В этом случае на этом шаге нам придется высветлить темные места либо с помощью кисточки, либо с помощью fill light (эту операцию я без blacks вообще никогда не делаю).

Шаг 2 Правка полутонов

На этой картинке я этот шаг пропустил, но часто после подъема blacks картинка становится темноватой и перед работой с цветами надо полутона поставить на место. Кривые или ручка "brightness". На самом деле это можно потом 100 раз переделывать - лайтруму наплевать на последовательность движений ручками.

Шаг 3 А где же кнопка "шедевр"?

Идем в нижнюю часть панели обработки и находим там "camera calibration". Вы думаете я буду советовать выбрать профиль камеры? Ну выбрать-то можно, но тут мне это не нужно. Мы будем смотреть на 7 ручек калибровки камеры "shadows tint" и 3 пары "hue/saturation" для каждого канала. Русские тексты про лайтрум и ACR либо игнорируют существование этих ручек, либо советуют их не трогать. А вот на сайте Adobe, как я вчера обнаружил, информация достаточно подробная. Ну вот, например.

Я, как положено, 2 года назад не стал уподобляться идиоту и читать документацию (даже не знаю, была ли она тогда по этим ручкам), а героически исследовал влияние этих ручек путем кручения их в разные стороны. Ну работа любит героев. И вообще, где вы видели старого хакера, читающего документацию? :)

Что делают эти 3 пары ручек? Они изменяют представление конвертора о характеристиках канальных светофильтров Вашей камеры: их оттенке и насыщенности. Следствием этого является повышение насыщенности картинки (независимо по трем каналам) и смещение цвета (тоже эффект независимый по трем каналам). Эффект похож на поканальные манипуляции в пространстве Lab, хотя возможностей для манипулирования тут сильно меньше, чем в фотошопе. Аналогично операциям в Lab, повышение насыщенности этими ручками намного аккуратней, чем традиционными средствами, и влияет не только на саму насыщенность, но и на цветовое разнообразие картинки (близкие оттенки разъезжаются), чему Маргулис посвятил огромный кусок своей книжки про Lab.


Итак, на третьем шаге я повышаю blue saturation до +100 (хотя обычно хватает и 20). Почему так много? Ну так в заголовке у меня и написано "много цвета из ничего". :) Чаще всего я повышаю насыщенность именно синего канала, но иногда доходят руки и до других.



Хотите понять, почему не обычные ручки saturation и vibrance? Ну так давайте отменим эту операцию и попробуем альтернативные, поднимая насыщенность неба до той же величины. Saturation на 56 попугаев:



Разлив яда на освещенном солнцем снегу.

Vibrance, 68 попугаев:



Лучше, чем у saturation, но если сравнивать с результатом повышения насыщенности через camera calibration, то видно, что:

1. желтого на снегу у vibrance чуть больше, чем надо
2. деревья "холоднее", чем у основного варианта
3. тень на снегу посинела немного сильнее, чем у основного варианта, а это мне абсолютно не нужно (да, на снегу тени всегда синие, но зачем-же лишнее увеличивать это)

Выигрыш от операции с camera calibration налицо.

Повышение насыщенности любым каналом повышает общую насыщенность картинки, однако степень влияния на каждый пиксель зависит от того, какой был исходный цвет этого пикселя. Чем больше изначальный вклад выбранного канала в исходную насыщенность цвета пикселя, тем сильнее поменяется насыщенность пикселя при операции с этим каналом. Это глобальный оператор, у него нет никакой селективности по отдельным цветам, как у vibrance или у ручек модификации цвета в HSL.

Цвета мне было маловато, поэтому я добавил еще чуток через vibrance, 17 попугаев:



Шаг 4 Смещение цвета

Сдигаю green hue на +8, тоже в камера calibration. Синий позеленел, желто-оранжевый покраснел.



Если бы позеленение синего меня не устроило, я бы добавил легкое смещение баланса белого в сторону фиолетового, вернув синий на место и сдвинув желтый еще дальше к красному. Но мне понравился результат. Как и повышение насыщенности, смещение цвета действует по-разному на разные цвета, однако без селективности и дефектов HSL.

Шаг 3 и 4 позволяют очень аккуратно повысить насыщенности и добиться хорошего разделения близких оттенков без кислотности. Именно за это народ ценит рекомендованыне Маргулисом действия в Lab, и именно в этом качетсве pavel_kosenko постоянно рекламирует RPP. Очень хорошо это заметно на осенних фотографиях, типа такой:



Шаг последний Обработка по вкусу

Тут никакой системы. Добавил контраста кривыми, кисточкой нанес маску на тень и понизил на 40 попугаев насыщенность по маске. Готово.

Бонусы

Любите ли Вы зеленые тени, как pavel_kosenko? Ручка shadows tint в camera calibration интеллигентно усиливает зеленый в тенях (или ослабляет). Обратите внимание - она именно усиливает имеющийся зеленый, а не добавляет тонировку как ручки в секции split tonning. Если без шуток о зеленых тенях, то иногда эта операция очень даже полезная - недавно я обрабатывал кучу городских фотографий из Непала с удивительным сочетанием красных кирпичей, загорелых лиц и красной пыли в воздухе. Легкое добавление зеленого в тень позволяло сделать картинки чуть менее однообразно-красными и более цветными.

При обработке уличных фотографий, снятых при смешанном освещении (желтые лампы + белый свет или свет неба), невозможно поставить нормальный ББ: остается либо слишком много желтого, либо слишком синеет все остальное. Понижение blue saturation смягчает проблему - уходит и желтый и синий и остаются другие цвета.

Повышение blue saturation на фотографиях с синим небом и облаками повышает контраст на небе - синий темнеет. А голубые животы облаков синеют не так, как у vibrance, что показано моем примере.

Почему бы не делать это в Lab, как проповедовал нам Маргулис? Потому что минимальную обработку в лайтруме делать удобней и быстрее, легко обрабатываются серии фотографий.

А почему бы не делать это в RPP, как проповедует Паша? Не нужны виртуальные машины, лайтрум шустрее, функциональней и привычнее.

P.S. Как всегда напоминание для копипастеров/контентмейкеров: данный текст не предназначен для "творческой" переработки и включения кусками в чужие тексты, размещения на сайтах, передачи по проводам и исполнения в танце. Это произведение защищается российским и международным законодательством об АП (разделом об интеллектуальной собственности в ГК и т.д.) и предназначено исключительно для внимательного чтения, обсуждения тут и в других местах, расширения кругозора и повышения личного творческого потенциала читателей.

P.P.S. Оригинал текста тут: http://skoblov.livejournal.com/94841.html. Там же комменты с обсуждением статьи. Обсуждение приветствуется рядом с оригиналом, но это не обязательно :)
LinkReply

Buy for 1 000 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments:
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
[User Picture]From: 4319
2010-11-24 07:30 am (UTC)
Простите, может не в кассу..
Напишите пожалуйста рок, как зделать исходное изображение из резльтирющего.
Как по мне, урок полезнее был бы. Сори, имхо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skoblov
2010-11-24 07:34 am (UTC)
Вы сюда троллить пришли или действительно хотите что-то спросить? :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: takomm
2010-11-24 07:31 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо! Я обожаю лайтрум! Он столько всего может!
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: skoblov
2010-11-24 07:58 am (UTC)
Yes! Зеленые тени :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: osernovsky
2010-11-24 07:48 am (UTC)
Спасибо за отличную статью!

П.С. Щас начнется :)
(Reply) (Thread)
From: lansurs
2010-11-24 07:51 am (UTC)
метод понравился, буду пробовать :)
про ручки эти знал, но использовал их (и то по-минимому) всего один раз вроде (:
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mydogandi
2010-11-24 07:53 am (UTC)
Возможно, стоило подобрать другой объект для опытов. В результирующем варианте мне понравилась только вода. Да и то чего-то не хватает.

Посмотрел другие ваши фотографии у вас в журнале. На многих средние тона слишком светлые. Локальный контраст слаб. Артефакты сжатия присутствуют. Видимо, чтобы воры не смогли заинтересоваться.

На самом деле, урок кому-то будет явно полезен. Сам я лайтрум не люблю и давно его удалил. Если лениво стартовать виртуальную машину с RPP, пользуюсь С1.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rukhlenko
2010-11-24 08:01 am (UTC)
а какое отношение имеют другие фотографии автора к данной статье? вроде никто мнение по этому поводу не спрашивал. Они как минимум не хуже, чем у вас.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rukhlenko
2010-11-24 07:57 am (UTC)
blacks я для каждой фотографии подкручиваю в районе от 3 до 20, но чаще до 10, если много - то почти всегда делаю fill light, чтобы не получились грязные провальные тени.

А вот camera calibration я как-то упустил, где-то вроде про них писали, что они вообще deprecated и скоро будут убраны, раз появились профили. Зато я в camera calibration использую секретное оружие для recovery - untwisted profies.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nitrocat
2010-11-27 12:02 pm (UTC)
\ что они вообще deprecated и скоро будут убраны, раз появились профили. \

ам, а какие профили появились в лайтруме (АКР) у меня 3-ья версия и нету там профилей камер, если я правильно понял о чем Вы говорите.. вот в С1 там ICC профили под каждую камеру есть а в лайтруме я такого не видел :(

А untwisted profies. - круть..пользую их года 3 уже.. хотя последнее время ЛР забросил...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 50u15pec7a70r
2010-11-24 08:00 am (UTC)
прошу прощения, so what?
откровения не получилось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skoblov
2010-11-24 09:03 am (UTC)
Это о чем? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drug_off
2010-11-24 08:04 am (UTC)
Давно использую вышеописанный способ
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: drug_off
2010-11-24 08:06 am (UTC)
Собственно, ничего такого в нём нет...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: andy_bond
2010-11-24 08:05 am (UTC)
Про ручки давно в курсе, много пробовал, в результате настроил пару пресетов для лайтрума, которые использую в редких случаях.
Хорошо, что озвучили их применение.
Ничего, если я тоже выскажусь в пользу исходного кадра? :)
У меня в принципе подход к съемке другой - практически постоянное -1EV при съемке, в лайтруме blacks=0 и ББ=5400. Это, разумеется исходные данные, но, сколько раз видел, как народ сначала снимает "по правому краю" с автоББ, потому проводит кучу манипуляций в лайтруме чтобы добиться того, что у меня получается изначально :) И при этом у меня не ползут цвета.
Но, это дело вкуса, разумеется.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skoblov
2010-11-24 09:35 am (UTC)
> сколько раз видел, как народ сначала снимает "по правому краю" с автоББ, потому проводит кучу манипуляций в лайтруме чтобы добиться того, что у меня получается изначально :)

"Куча манипуляций" - это перемещение ручки exposure в позицию -1. Все.

> У меня в принципе подход к съемке другой - практически постоянное -1EV

Может сразу на камерофон снимать? -1 EV по сравнению с ETTR - это:
- потеря примерно 2 стопов ДД Вашей камеры
- увеличение шумов по всему диапазону прочти в 4 раза
- сокращение количества градаций на стоп тоже почти в 4 раза, с вылезающей отсюда постеризаций на небе и прочих градиентах и т.д.
- убивание слабого канала и потеря цвета

у меня в начале ссылка на текст, в котором все объяснено про ETTR. С картинками.

Edited at 2010-11-24 09:36 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sergei_khariton
2010-11-24 08:08 am (UTC)
Спасибо за рассказ! Результат на приведенном примере не понравился, но это дело вкуса. Сamera calibration пользуюсь постоянно, но движки так радикально не тягаю, так как в основном для портретов. А ща пойду тренироваться)) на пейзаже
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: evil_frees
2010-11-24 08:08 am (UTC)
Я еще читая пост увидел 6 коментов и подумал "100% один из них про то, что было лучше чем стало." :-D

Автору спасибо! Black и FillLight юзаю все время, а вот про такую фишку в camera calibration не знал!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: region111
2010-11-24 08:08 am (UTC)
По этим же соображениям активно использую Black в Selective Color ФШ.
Получается корректно и точно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skoblov
2010-11-24 09:37 am (UTC)
selective color при сильных манипуляция всегда порождает некрасивые границы цветов. Отказать
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: assa777
2010-11-24 08:12 am (UTC)

Спасибо!

Не знал о таком. Попробовал на своих осенних фотографиях. Очень понравилось!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zvezdochet
2010-11-24 08:13 am (UTC)
Урок очень хороший, только кадр бы поцветастее для примера, было бы куда более показательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skoblov
2010-11-24 09:38 am (UTC)
Я наоборот выбрал нецветастый, но с явным выигрышем по сравнению с вибранс и сатурейшн.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>